Скрытый текст: Показать Ближайший запуск с использованием ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М» пока запланирован на 23 августа. В этот день на орбиту должен быть запущен космический аппарат Intelsat 23. 8 сентября планируется запуск спутников «Луч-5Б» и «Ямал-300К». На 25 сентября намечен запуск аппарата EchoStar 16, на 13 октября — Satmex 8, а на 22 ноября — Anik G1. Кроме того, в текущем году с помощью ракеты «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М» предусматривается запустить в космос блок из трех аппаратов «Глонасс-М», спутник «Ямал-402» и аппарат военного назначения.
Пресс-служба Роскосмоса сообщила, что подготовка к запускам разгонных блоков приостановлена до выяснения причин аварии.
Межведомственная комиссия по выяснению причин аварии при запуске спутников «Экспресс-МД2» и «Телком-3», изучив телеметрическую информацию с борта разгонного блока «Бриз-М», предположила, что проблема кроется в механическом повреждении магистрального кабеля подачи топлива.
Как пишет в четверг газета «Коммерсантъ», в среду утром специалистам Федерального космического агентства (Роскосмос) удалось получить полный объем телеметрической информации с борта «Бриза-М», который накануне, стал причиной нештатного запуска ракеты-носителя «Протон-М» со спутниками связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3».По словам источника издания в межведомственной комиссии, ситуация осложнялась тем, что «разгонник» в космическом пространстве вращался и сигнал можно было получить, только когда антенна была сориентирована на Землю,- поэтому процесс занял практически всю ночь.
«Комиссия, возглавляемая первым заместителем генерального директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» Олега Скоробогатова, была собрана в ГКНПЦ им. Хруничева. Сама работа велась шестью рабочими группами по основным направлениям деятельности: организационной, телеметрической, по расследованию причин инцидента (еще четыре группы)», - пишет «Коммерсант».
По результатам полученной телеметрии специалисты установили, что спустя семь секунд после второго включения прошла команда на автоматическое отключение двигательной установки. Источники издания уверены, что проблема кроется именно в ее работе, поскольку анализ телеметрии практически исключил вариант со сбоем в системе управления.
«Удалось установить, что после второго включения двигательной установки резко упало давление в топливном баке. Это привело к тому, что номинальная тяга не была достигнута,- говорит источник «Коммерсанта» в комиссии.- В связи с этим электроника автоматически выдала команду на отключение двигателя». Именно поэтому, по его словам, третьего включения установки так и не последовало.
Падение давления могло быть вызвано несколькими факторами. По словам собеседников газеты, это либо наличие посторонних предметов в топливном баке, которые могли стать причиной засора магистрального кабеля, либо его механическое повреждение.
«Этот вариант (механическое повреждение) выглядит более реальным. К тому же несколько недель назад кабель пришлось заново прокладывать из-за возникших неполадок. Поэтому старт пришлось перенести на две недели,- говорит источник «Коммерсанта» в Роскосмосе.- Там большое количество резиновых прокладок, которые могли сорваться. Для такого типа изделия даже малейший сгиб может стать фатальным».
По его словам, вариант с засором окончательно исключать нельзя, хотя «выглядит он крайне маловероятно». Напомним, что именно засор стал причиной нештатной работы двигательной установки (РД-0110) третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У», повлекшей аварию космического грузовика «Прогресс М12-М».
Вместе с тем, по информации «Коммерсанта», до конца следующей недели Роскосмос может снять запрет на полеты ракет-носителей «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Это будет сделано для того, чтобы не сорвать график пусков на ближайшие месяцы: так, 23 августа на орбиту должен быть запущен космический аппарат Intelsat-23, 8 сентября планируется запуск спутников «Луч-5Б» и «Ямал-300К», 25 сентября намечен запуск аппарата EchoStar-16, на 13 октября - Satmex-8, а на 22 ноября - Anik-G1.
Однако вместе с тем, по словам источника издания в Роскосмосе, будут введены дополнительные меры по проверке «разгонников», находящихся уже на космодроме.
Кроме того, как добавил собеседник «Коммерсанта», сейчас руководством Роскосмоса прорабатывается вопрос о принципиальном изменении системы проверки ракет-носителей всех типов. В частности, планируется ввести дополнительные испытания представителями Роскосмоса уже на этапе начала сборки, ее окончания, а также уже непосредственно после вывоза ракет-носителей на стартовый комплекс. На сегодняшний день проверка происходит только в последнем случае и основывается на заключении государственной комиссии. |