Скрытый текст: Показать Если рассматривать тенденции, которые сейчас происходят на рынке, то после ощутимого спада продаж приставок после кризиса, который продолжает сказываться на выручке, происходит постепенное восстановление потребления в натуральном выражении, которое в конце 2011 года превысит докризисный уровень на 11%.
В сегменте мобильного ТВ прогнозируется ежегодный уверенный прирост абонентской базы, которая к 2016 году должна достигнуть почти 6 млн чел. или 4% от абонентов сотовой связи. Такие прогнозы основаны, прежде всего, на востребованности мобильной трансляции спортивных событий, права на которые приобретаются операторами «большой тройки», и выходе мобильного телевидения из категории премиальных сервисов. Территориально наибольшее количество пользователей мобильного ТВ сосредоточенно в ЦФО, ПФО и СЗФО.
Неэфирное (платное) ТВ продолжит рост, во многом благодаря активности российских спутниковых операторов («Триколор ТВ» и др.), предлагающих за сравнительно низкую стоимость подписки достаточно широкий пакет телеканалов. Также часть подписчиков огромной базы социального ТВ переходят на пакеты телеканалов спутниковых операторов.
Пытается нарастить абонентскую базу и относительно новый сегмент платного ТВ – IPTV, который обладает широкими возможностями интерактивных сервисов, но по-прежнему сохраняет высокую плату за доступ к контенту. Количество российских подписчиков IPTV к первой половине 2011 достигло лишь 0,7 млн чел., что составляет 4% от общей базы платного ТВ. Поменять ситуацию может компания «Ростелеком», которая активно развивает IPTV в своих макрорегиональных филиалах: увеличивается число телеканалов, добавляются бесплатные услуги, закупаются лицензии.
IPTV стало отправной точкой развития закрытых систем нелинейного ТВ в России – услуг «видео по запросу» (VOD), основными бизнес-моделями которых являются «плата за просмотр» (PPV) и «подписка» (SVOD). Практически все крупнейшие российские операторы платного ТВ, а также мобильной связи имеют в активе этот сервис, позволяющий выбирать фильмы из единого либо тематического каталога провайдера.
Трудности с приобретением прав на контент, необходимость вносить потребителю двойную плату (провайдеру за доступ к контенту и за сам фильм) делают на настоящий момент услугу VOD неконкурентоспособной с аналогичным по принципу работы сервисом в открытых системах – other the top (OTT),в котором контент доступен любому пользователю Интернет: в телевизорах Smart TV (например, Yota Play), на видеопорталах (в т.ч. бесплатных – Ivi, Tvigle, Zoomby), в мобильных телефонах (Omlet.ru, Trava.ru). Новая стратегия вещания предполагает движение от бизнес-модели one-to-one («закрытая сеть – закрытое устройство») к бизнес-модели many-to-many («закрытая и открытая сеть – закрытое и открытое устройство»).
Исключение из цепочки поставки контента медиасервис-провайдера значительно удешевляет стоимость услуги и дает возможность впустить на рынок большее количество производителей контента. Сервис позволяет извлечь максимум информации о потребителе, а также эффективно проводить таргетированные рекламные кампании с высоким CTR. Особенно этому будет способствовать развитие телевидения в социальных сетях (social TV), которое уже получило широкое распространение на Западе. Поставщики услуг по запуску интерактивного телевидения внедряют стратегии взаимодействия с пользователями Facebook, Twitter, появляются интерактивные шоппинг-сервисы и т. п. Хорошие перспективы интерактивным сервисам придает масштаб рынка видеопросмотра: на данный момент в России одна из самых больших онлайн-видеоаудиторий: на июнь 2011 года насчитывалось 41 млн человек, в то время как, например, в Великобритании около 34 млн, а во Франции 40 млн. |